Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Сарапул, ул. Красная площадь, 8
Наш адрес
+7 (34147) 3-20-40
Приемная Главы
МО "Город Сарапул"

История театральной деятельности в Сарапуле

Вернуться на главную сайта театра

История театрального дела в старинном купеческом городе Сарапуле «восходит ко временам гусарских баллад и почтовых троек»: сначала в форме домашних спектаклей, потом - любительских театральных кружков. Во второй половине XIX и в начале ХХ века - немаловажное значение в развитии театрального искусства в провинциальном городе играла активная гастрольная деятельность. Проездом по Каме в Сарапуле регулярно бывали с гастролями актёры из Казани и Москвы, в том числе - театра «Сатирикон», императорского малого художественного театра. В составе звёздной труппы МХТ здесь выступала блистательная русская актриса Ольга Книппер-Чехова.


Сарапульский драматический театр – старейший театр в Удмуртии. 16 октября 1911 года состоялось первое выступление профессиональной театральной труппы. Был представлен спектакль «Ямщики или как гуляет староста Семён Иванович». Труппа вошла в Товарищество русских драматических артистов под управлением Максимовича И.В. Сарапульский театр был известен в столице. В его труппе служили представители знаменитой династии Шуваловых.

Во время первой мировой войны театр давал благотворительные спектакли в пользу ополченцев, общества сестёр милосердия, раненых и увечных воинов. В послереволюционные годы театр не имел своего помещения до 1924 года. В 1924 году он получил здание купца Ивана Пенькина, где театр находится по сей день. В 1924 году протоколом президиума cарапульского окрисполкома официально присвоен статус городского театра.

С 1924 по 1930 годы театр носил имя  Луначарского А.В. Театр был востребован и любим. Вот пример: в летний период с 20 мая по 8 сентября 1930 года труппой было сыграно 96 спектаклей из них 16 премьер. Перешагнув свой вековой юбилей, сарапульский драматический и сегодня опирается на богатое культурно-историческое и театральное наследие, вклад в которое внесли - и выдающийся театральный деятель Александр Скибневский, худрук сарапульской драмы с 1937 по 1944 годы, и, выступавшая на сарапульской сцене в предвоенную пору, муза Есенина - актриса Августа Миклашевская.

Во время Великой Отечественной войны театр давал по 220 – 240 спектаклей в год. Ежемесячно ставились оборонные и шефские спектакли, проведён сбор средств на постройку самолёта «Советский артист»». В то суровое время зритель остро нуждался в спектаклях военно-патриотического звучания - «Русские люди», «Батальон идёт на запад», « Фронт» - такие названия значились на афишах тех лет.

Сарапульские корни были и у народного артиста СССР - Льва Дурова: родство связывало его с легендарной кавалерист-девицей Надеждой Дуровой. Исторически сопричастен к Сарапулу и народный артист России - Авангард Леонтьев.

В послевоенные годы театр помогал восстанавливать мирную созидательную жизнь, тема труда стала основной в репертуаре театра. Сколько ярких страниц вписали своим творчеством в историю театра такие артисты, как Вера Дальская, Александра Горюнова, Даниил Патрин, Мария Павлова, Яков Мартынов, Лидия Шевцова, Иадор Эльский, Георгий Синькевич, Маргарита Мартьянова, Евгений Потапов. .

В 80-е годы в театре родился творческий тандем – главный режиссёр В. Сафонов и директор Михаил Алексеевич Агапов. До сих пор это время называют «звёздным часом» театра. В эти годы сарапульский театр становится дипломантом республиканских и всероссийских фестивалей и получает звание «Лауреата премии Ленинского комсомола Удмуртии». Репертуарную афишу украсили такие названия, как «Любовь и голуби», «Спешите делать добро», «Мария Стюарт», «Я, конечно, человек маленький», за этот спектакль театр получил премию Ленинского комсомола Удмуртии. После распада Советского Союза для театра наступило трудное время. Но, тем не менее, театр не просто выживал, он ставил перед собой серьёзные задачи. В этот период директором театра была назначена Тамара Алексеевна Кулакова, большой энтузиаст театрального дела. На сцене прочно поселилась классика. Спектакли «Дядя Ваня», «Женитьба Бальзаминова», «Тартюф», «Коварство и любовь», поставленные главным режиссёром театра тех лет Ю.Ковалёвым, были тепло встречены сарапульской и ижевской публикой. В разные годы театр неоднократно становился дипломантом всероссийских и республиканских фестивалей, был удостоен высокого звания «Лауреат премии Комсомола Удмуртии» в 1986 году.

Начало 21 века ознаменовано новыми творческими достижениями. В 2001 году спектакль «На окраине» по пьесе Э. Володарского, поставленный московским режиссёром В. Кондратьевым, получил диплом на третьем всероссийском фестивале театров малых городов России (г. Москва).

В 2007 году – премия Союз театральных деятелей Удмуртской Республикиглавному режиссёру Алексею Агапову за постановку спектакля «Изобретательная влюблённая». Гастроли проходили в Башкортостане - Стерлитомаке, Татарстане - Казани и Зеленодольске, в Свердловской области - Первоуральске, Красноуфимске, а такжк в Ханты-Мансийске.

С 2010 года сарапульский драматический театр - муниципальное автономное учреждение культуры. Его возглавляет директор Лариса Евгеньевна Бовдуй - патриот театрального дела. Главным режиссёром театра стал в 2012 году молодой московский режиссёр Олег Юрьевич Степанов - умелый организатор творческого процесса.

И ныне сарапульская драма восстанавливает и укрепляет свои позиции на российском культурном пространстве. В 2013 году - сарапульский драматический театр вернулся из Пятигорска с наградами XI фестиваля театров малых городов России: дипломом за спектакль «Сиротливый запад» и «Премией государственного театра наций» в номинации «Лучший актерский дуэт», которой были удостоены актёры - Алексей Агапов и Артём Шевченко. В 2014 году - на XIII Фестивале профессиональных театров Удмуртии «Театральная весна» была отмечена и режиссёрская работа Олега Степанова в номинации «Надежда». В том же - 2014 году сарапульский драматический стал победителем международного фестиваля «ArtОкраина» в Санкт-Петербурге, где «Сиротливый запад» был удостоен гран-при как «Лучший спектакль».

В театр приглашаются интересные режиссеры-постановщики, талантливые артисты. Вместе с тем, основу труппы сарапульской драмы, ее «золотой фонд» составляют народные артисты Удмуртской Республики - Владимир Мельник, Ирена Синькевич, Галина Есырева, заслуженный работник культуры России и Удмуртии Тамара Кулакова, заслуженные артисты Удмуртской Республики Зинаида Голоднюк, Исай Афремов, Игорь Герасимов, Татьяна Кочурова и Андрей Кочуров.

Славные традиции сарапульской драмы продолжают молодые талантливые интересные актёры – Сергей Дубовиков, Алёна Русинова, Артём Шевченко - победитель V Республиканского театрального конкурса «Удача сезона»: диплом «За лучшую мужскую роль второго плана» - Кочкарёв в спектакле «Женитьба», актёр и режиссёр Владимир Заварзин.

В театре успешно действует молодежная театральная студия – кузница кадров театра.

Коллектив сарапульской драмы живет яркой, насыщенной творческой жизнью – проводятся режиссёрско-актёрские лаборатории, ежегодно выпуская до шести новых постановок. Творческие направления театра весьма разнообразны.

В репертуаре есть место как современной драматургии - «Земля Эльзы» автора Ярославы Пулинович, так и классике - «Женитьба» автора Николая Гоголя - диплом XIII фестиваля театров малых городов России в городе Дубне в 2015-м. Более того - существуют такие «популярные» спектакли, как – театральная провокация «Холостяки и Холостячки» Х. Левина - «самая малая форма» - на 50-70 зрителей и музыкальная сказка для всей семьи «Волшебная лампа Аладдина», «самая большая форма» - настоящий мюзикл, который был поставлен на средства гранта союза театральных деятелей России – специально для больших сценических площадок. Особой строкой стоит отметить первый документальный спектакль сарапульского драматического театра - «Астероид Sarapul 26851», сделанный в жанре «вербатим» - пример современной театральной формы. Таким образом, репертуарные искания в сарапульской драме отличаются чуткостью ко времени, смелостью, риском и направлены как на создание сильного творческого коллектива, так и на привлечение нового зрителя. Свыше 32 тысяч зрителей ежегодно обслуживаются театром. Не малая заслуга в этом Марины Анатольевны Ахматовой, заместителя директора по организации зрителя, заслуженного работника культуры Удмуртской Республики.

Традиционно в сферу внимания театра входит работа с незащищёнными слоями населения - людьми с ограниченными возможностями, пенсионерами. И, конечно же, дети - та аудитория, которой театр всегда уделял и уделяет особое внимание. И не только при формировании своего репертуара, но и находя новые формы работы, новые творческие контакты с юной зрительской аудиторией. Здесь - и первая в Удмуртии творческая лаборатория «Бэби-лаб»: современный театр для самых маленьких - уникальные спектакли для детей от шести месяцев до трех лет. И работы, адресованные подросткам: современный спектакль на жгучую «тему взросления» - «Не про говорённое» пьеса автора Михаила Покрасса, или - очень «жёсткая», но очень доходчивая театрализованная читка антинаркотической пьесы В. Сигарева - «Яма». Здесь надо отметить, что в приобщении детей и подростков к театральному искусству, образовательные учреждения города и района всегда были и остаются истинными партнёрами муниципального автономного учреждения культуры «Сарапульский драматический театр».

В театре всё больше появляется дней связанных с семейными ценностями: проводятся мероприятия для детей, планируются спектакли - для всей семьи. Доброй традицией для зрителей всех возрастов стал «Новый год в театре» - с премьерой новогодней сказки и весёлой интермедией у ёлки.

Разумеется, немало сил и средств коллектив театра уделяет гастрольной деятельности, как в республике, так и за её пределами. Театр выезжает со спектаклями не только по Удмуртии в города - Ижевск, Глазов, Воткинск, Можга, пгт Игра и Ува. Следует сказать, что гастрольный обмен в рамках проекта «Другой театр» - ещё одна традиция театра позволяет знакомить сарапульского зрителя с лучшими работами театральных коллективов республики и страны.

И сегодня, осваивая новые формы, организуя городской фестиваль уличных спектаклей «КапустаDay» или проводя театральные читки на зрителя классических и самых новейших пьес российских и зарубежных авторов, сарапульский драматический театр непрестанно развивается и готовится брать всё новые и новые высоты «театрального олимпа».

Вернуться на главную сайта театра